Труд и уверенность – наиболее популярные ассоциации с деньгами у россиян - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Деньги для россиян – это в первую очередь труд и уверенность. Двум третям участников опроса деньги очень важны для ощущения благополучия. Более половины россиян убеждены: их материальное положение зависит от их собственных усилий. К деньгам люди относятся рационально: 68% стараются рассчитать траты, более трети ведут учет расходов, и большинство (82%) не верят в магические способы привлечения денег. 87% россиян пользуются разными финансовыми услугами, и еще 31% хотели бы расширить их спектр.

Россиян попросили назвать ассоциации со словом «деньги» – для ответа предлагалась карточка, можно было выбрать не больше трёх позиций. У половины опрошенных такой ассоциацией стало слово «труд», на втором месте – «уверенность». «Успех», «свобода», «польза» – такие ассоциации люди выбирают уже реже, примерно в четверти случаев каждую. В целом большая часть опрошенных выбирают позитивные или нейтральные ассоциации, негативные коннотации звучат довольно редко. Ассоциации со словом «деньги» незначительно варьируются по поколениям: молодежь чуть чаще говорит о труде, а также успехе и удовольствии, средние поколения – об уверенности.

Более половины россиян считают, что их материальное положение зависит от их собственных усилий, 38% склонны возлагать ответственность на внешние обстоятельства. Примечательно, что доля «интерналов», то есть берущих на себя ответственность за свой уровень жизни, превысила долю «экстерналов» впервые после 2014 года. «Интернальность», или аттрибутирование себе самому ответственности за материальную составляющую жизни, ощутимо выше среди молодых и людей среднего возраста, а также более обеспеченных, и ниже – среди людей пенсионного возраста и более бедных.

Деньги для россиян – важнейшая составляющая благополучия. Две трети опрошенных оценивают степень их важности для себя на 7 и выше баллов из 10 возможных, каждый пятый – на 5–6 баллов, и всего для 6% важность денег, судя по их ответам, невелика. Отметим: несмотря на то, что субъективная важность денег ожидаемо коррелирует с уровнем материального положения (чем он ниже, тем выше она оценивается), значимость денег достаточно высока для всех доходных групп.

Для одних людей деньги – их наличие и количество – очень важны для того, чтобы чувствовать себя благополучным, довольным жизнью. Для других наличие и количество денег мало влияют на ощущение собственного благополучия. Оцените, пожалуйста, насколько деньги важны лично для вас, чтобы чувствовать себя благополучным(-ой), довольным(-ой) жизнью. Ответ по шкале, где «0» означает «совсем не важны», а «10» – «очень важны».

Большинство россиян стараются предварительно просчитать свои траты, 28% признаются, что обычно совершают их спонтанно. Однако о том, что в той или иной форме следят за своими расходами, говорят уже куда меньше опрошенных: всего треть (24% фиксируют практически все расходы, 16% – большую часть). Совсем не следят за потраченным 26% респондентов – примерно столько же, сколько тратят деньги спонтанно. При этом «легкомысленное» отношение к тратам практически не различается в социально-демографических группах, то есть, вероятно, это скорее какая-то личностная особенность, нежели социальная специфика.

Только 15% россиян признались, что верят в приметы и ритуалы, связанные с деньгами, тогда как подавляющее большинство утверждают, что не верят в подобное. Чуть более остальных склонны к магическому восприятию денег люди среднего возраста (31–45 лет), а наибольшие скептики в этом отношении – пенсионеры. При этом только треть из тех, кто все-таки верит в приметы, используют какие-либо ритуалы на практике: от хранения различных талисманов в кошельке («лавровый лист в кошелек кладу», «я ношу в кошельке купюры со своими инициалами», «мышку в кошельке») до соблюдения особых правил обращения с деньгами («когда получаю деньги, то в этот день не трачу», «ночью их не трогаю», «не даю в долг вечером», «на луну купюры показать»).

Финансовыми услугами пользуются 87% россиян, и самые распространенные из них – это услуги «сервисного характера»: платежные карты, интернет- и мобильный банк. Молодежь и люди среднего возраста пользуются финансовыми услугами активней старшего поколения, однако именно люди пенсионного возраста чаще всех остальных групп заявляют о наличии вклада в банке (каждый четвертый). Потребность в расширении набора используемых услуг озвучивают 31% россиян. Наибольшую заинтересованность люди проявляют в услугах, тем или иным образом обеспечивающих или страхующих будущее: ипотека, страхование (имущества и самих себя), банковские вклады.

 

По материалам портала Fom.ru

Автор: Администратор

10 февраля 2020

Категория: Социология

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА