Оценки одноклассников влияют на выбор вуза - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Образовательный выбор учащихся выпускных классов определяется, в том числе, и их окружением в коллективе. Например, чем ниже оценки по физике в классе, тем выше шанс, что ученик, интересующийся техническими специальностями, выберет их и при продолжении обучения в вузе. Ведь старшеклассник осознает свое конкурентное преимущество перед школьными приятелями, полагают замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров и стажер-исследователь этой лаборатории Елизавета Черненко.

         Город, семья, школа, класс – все эти составляющие социально-академической среды, в которой находятся выпускники, так или иначе влияют на их выбор специальности для обучения в вузе. В этом сложном комплексе факторов образовательного выбора можно выделить личностные моменты, то есть способности и мотивацию учащегося, и внешние обстоятельства, «контекст»: социально-экономический статус семьи, влияние одноклассников и определенную «профориентацию» со стороны учителей. Однако многие работы, посвященные вкладу всех этих факторов в выбор академической траектории, тем не менее, выявляют труднообъяснимые вариации в поведении учащихся.

Эти колебания могут отчасти определяться дружескими связями внутри класса, отмечают Е. Черненко и  Андрей Захаров в исследовании «Анализ факторов качества образования» – проекте 2014 года, проведенном при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В работе было изучено, как именно связан выбор учащихся в пользу специальностей технического профиля (естественных наук, технологий, инженерного дела и математики) с характеристиками ближайшего окружения.

Для этого исследователи детализировали социальные связи внутри класса, тем самым максимально подробно рассмотрев ту школьную микросреду, в которой вращается выпускник. Информационной базой стали данные лонгитюдного проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Выборка настоящей работы включает 498 одиннадцатиклассников из 19 регионов России.

В работе оценен ряд логистических регрессий. Зависимой переменной служила специальность, на которую учащийся собирался поступать по окончании школы. Для описания дружеских связей внутри класса были использованы методы анализа социальных сетей.

Сети неоднородны по характеристикам, выявили исследователи. Некоторые из них – полные, то есть, дружбой попарно связаны все одноклассники. Другие же, наоборот, показывают, что в классе есть много изолированных учащихся, независимых одиночек.

В выборке были и дружные классы, и более разрозненные. 40% исследуемых сетей – связанные, то есть все учащиеся объединены в одну сеть, в рамках которой каждая пара учеников связана цепочкой дружеских связей. Приблизительно половина сетей не имеет одиночек.

Сети демонстрируют высокую кластеризацию: друзья друзей часто также оказываются связаны дружбой, отмечается в работе. Среднее количество дружеских связей ученика составляет 2,62. Однако стандартное отклонение достаточно велико – 0,7, что и свидетельствует о неоднородности сетей по дружеским контактам.

Скрупулезный анализ всех этих характеристик позволяет уточнить обстоятельства выбора академической траектории. Логистические регрессии выявили переменные, связанные с вероятностью того, что школьник планирует поступление на техническую специальность.

Была проверена, в частности, гипотеза о том, что существует связь профессионально-образовательного выбора учащегося с характеристиками тех, с кем он дружит в классе. Оказалось, что наличие друзей, остановившихся на технических специальностях, отрицательно связано с планируемым выбором ученика в пользу того же профиля. Это может означать неоднородность в профессиональных предпочтениях учащегося и его друзей, поясняют исследователи.

Тем не менее, вольная или невольная «профориентация» со стороны друзей, несомненно, наблюдается. Однако характер связи выбора в пользу естественных наук, математики или инженерного дела с предпочтениями друга, избравшего такие же специальности, зависит от положения последнего в сети класса, подчеркивает Е. Черненко. Особое значение приобретает «центральность» друга в классе – мера его популярности, социальной значимости в коллективе.

Если приятель ученика, решивший стать «технарем», популярен в коллективе, то есть занимает центральное положение в сети, это положительно скажется на шансе выбора самого ученика в пользу естественных наук, математики или других технических специальностей.

Средние оценки в классе по алгебре не связаны с шансом выбора учащимся технической специальности. Другое дело – средние оценки по физике. Они оказались весомыми.

Чем ниже оценки по физике в классе в среднем, тем выше шанс, что ученик остановится на технических специальностях. «Учитывая, что собственная оценка ученика положительно связана с выбором, можно предположить переживание чувства конкурентного преимущества как фактора выбора технической специальности», – комментирует Е. Черненко. То есть, когда окружение показывает невысокие результаты, учащийся проявляет большую склонность к такому выбору.

Если друзья старшеклассника получают хорошие оценки по математике (средняя – около четырех), то он чаще намеревается поступать на технические специальности, чем в случае, когда они получают очень хорошие отметки по этому предмету (средняя выше 4,2). Вероятно, и здесь включается фактор сознания конкурентного преимущества.

А вот оценки друзей по физике не связаны с выбором учащимся технической специальности.

Девочки явно реже мальчиков предпочитают технический профиль. Это любопытный результат с учетом того, что девочки, по данным исследования, обычно учатся в среднем лучше мальчиков по этим предметам, комментируют авторы работы.

Вероятно, причиной отказа от выбора технической специальности становится социальное давление, которое заставляет девочек останавливаться на других профилях, считают исследователи.

В пользу идеи социального давления свидетельствует и ситуация с девочками, не имеющими друзей в классе. Такие ученицы существенно чаще выбирают технические специальности, заключают Е. Черненко и А. Захаров.

 

 

Автор: Администратор

27 февраля 2015

Категория: Социология

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА