Ценности родителей и детей - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Россияне хотели бы, чтобы ценности достижения и богатства были более значимы для их детей, чем для них самих. Этому способствуют реалии и нормы современной жизни, отметили в ходе исследования процессов внутрисемейной трансляции ценностей сотрудники Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максим Руднев и Александра Савелькаева. Межпоколенная смена ценностей – один из основных механизмов, который меняет ценностные ориентиры общества. С развитием экономики происходит постепенный переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Постматериалистический сдвиг ценностей описан в теории известного социолога Рональда Инглхарта. Максим Руднев и Александра Савелькаева попытались рассмотреть процесс межпоколенного сдвига ценностей на микроуровне, исследовав взгляды выпускников школ и их родителей. В ходе исследования был проведен опрос 96 триад – выпускники средних школ (возраст – 17-18 лет) и их родители (два, в некоторых случаях один). Выбор выпускников школ в качестве респондентов авторы объясняют тем, что к моменту окончания школы подросток уже обладает некоторым собственным сформированным набором ценностей, который в будущем существенно не изменится. Но также именно в этом возрасте легко прослеживается влияние ценностей родительской семьи. «Очевидно, что такое влияние имеет тенденцию значительно ослабевать после вступления подростка во взрослую жизнь и поступления в колледж или вуз, что часто подразумевает под собой отделение от семьи и смену места жительства», – замечают авторы. Ценности подростков и их родителей измерялись с помощью методики Шалома Шварца. Ценностная шкала Шварца включает ряд ценностей: • универсализм (понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы); • благожелательность или доброжелательность (сохранение благополучия близких людей, готовность оказывать помощь); • достижение (амбиции, нацеленность на личный успех, проявление социальной компетентности); • власть-богатство (авторитет, богатство); • гедонизм (удовольствия, наслаждение жизнью); • риск-новизна (стремление к новизне, глубоким переживаниям, склонность к риску); • самостоятельность (самостоятельность мышления, действий, творчество). В ходе исследования подростков спрашивали об их собственных ценностях и о том, какие ценности хотели бы им передать их мать и отец. У родителей также измеряли их собственные ценности и спрашивали о том, какие ценности они хотели бы видеть у своих детей. В результате получилось четыре ценностных набора – реальные ценности родителей (матери и отца), желаемые для детей ценности родителей (транслируемые, то есть ценности, которые родители хотят передать своим детям), реальные ценности подростков, а также ценности, которые, по мнению подростков, хотят им передать родители (воспринимаемые). Результаты исследования показали, что одной из самых малозначимых ценностей для обоих родителей является гедонизм, в то время как безопасность, наоборот, ценится превыше всего. Причем как у родителей, так и у детей. Один из самых главных выводов заключается в том, что собственные ценности родителей не всегда совпадают с теми ценностями, которые они хотели бы передать своим детям. Например, это касается ценностей достижения среди матерей и самостоятельности – среди отцов. Матери и отцы хотели бы, в среднем, большей выраженности соответствующих ценностей у своих детей, чем у самих себя. Исследователи выяснили, что подростки, чьи родители придают большое значение ценностям универсализма и благожелательности и стремятся передать их своим детям, обладают, соответственно, большей выраженностью этих ценностей. Авторы отметили, что эти ценности передаются преимущественно матерями. В то же время важность ценностей универсализма и благожелательности для родителей, в среднем, выше, чем уровень важности, который они хотели бы воспитать в своих детях. Аналогично, средняя важность для родителей ценностей власти-богатства и достижения значимо ниже, чем та, которую они хотели бы воспитать в своих детях. «Здесь имеет место не нарушение трансляции ценностей, а, наоборот, намеренное и успешное воспитание родителями более индивидуалистических и менее гуманистических ценностей в детях», – поясняют авторы. Причины таких установок родителей, по их мнению, могут находиться в области социальных норм и их представлений о социальной реальности. «Родители сознательно могут воспитывать в детях определенные ценности, либо отказываться от их воспитания, независимо от того, насколько эти ценности важны для них – родителей – лично. Это может быть вызвано осознанием современных реалий – условий существования, в которых для успешной адаптации человеку не обойтись без умения достигать, зарабатывать, быть амбициозным и авторитетным, но вполне необязательно – или даже не нужно – отстаивать идеи справедливости и оказывать помощь окружающим», – комментируют исследователи.

Автор: Администратор

01 февраля 2015

Категория: Социология

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА