Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Отдел социологии образования Института социологии РАН инициировал исследовательский проект «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России».
В целом исследование было направлено на анализ актуальных проблем общества, информирование общества о его состоянии и перспективах, участие в решении насущных задач. Каждая из сторон проблемы вносила свою составляющую в ее значение для формирования общественного мнения и государственной политики, определения потребностей в инвестициях, разработки возможных мер социального управления.
Бытие российских студентов в современных условиях доказывает высокую адаптационную способность этой категории молодежи. Проведенное исследование вторичной занятости студентов показало, что работа среди студентов распространённое, массовое явление: работают в той или иной форме около 40% опрошенных студентов четырех курсов, а оставшиеся в большинстве своем — это ищущие работу, но не умевшие ее найти. Занятость студентов носит устойчивый характер, и доля работающих студентов возрастает от первого к старшим курсам.
Было установлено, что отсутствует прямая связь между уровнем материальной обеспеченности родителей студентов и их вторичной занятостью. В равной степени подрабатывают студенты как из малообеспеченных, так и состоятельных семей. На первом месте у них оказывается потребность поддерживать «статусное» потребление. Вслед за ним идут по убывающей такие побуждения к заработку, как необходимость обеспечивать себе средства существования, оплачивать жилье, поддерживать свою семью.
Одновременно определяется блок менее значимых мотиваций, связанных с потребностями расширять источники знаний, необходимых для будущей профессии, осваивать сферы общения, налаживать контакты и вязи. При этом у малоимущих студентов ведущие мотивы занятости связаны с необходимостью обеспечивать себе средства существования, у студентов же из состоятельных семей в структуре мотивов более заметную роль играет стремление к профессионализации, к налаживанию связей, необходимых для успешной профессиональной интеграции. Сопоставление мотивов вторичной занятости и действительного расходования заработанных денег показало, что реальность существенно корректирует намерения студентов. Главной статьей расходов, на которую приходится более половины бюджета респондентов, становится обеспечение своего повседневного существования.
Совместно с расходами, вязанными с учебным процессом, на основные потребности материального порядка приходится почти две трети бюджета, а на специфически молодежное потребление, побуждения к которому были столь велики в мотивациях, на самом деле тратится около трети заработка. Связь между вторичной занятостью студентов и теми профессиями, которыми они овладевают в вузах, носит неоднозначный характер. Половина работающих студентов занята в сферах неквалифицированного или низкоквалифицированного труда вспомогательного характера, в основном в сфере услуг. Остальные студенты из числа работающих заняты более квалифицированным, преимущественно умственным трудом в сфере услуг и культуры.
Непосредственное совпадение характера работы и специальности, приобретаемой в вузе, «полностью» или «отчасти», выявляется 44,3% случаев. Установлена зависимость между вторичной занятостью и успеваемостью тудентов, и в целом анализ показал, что занятость снижает успеваемость. Безусловно, этому способствует тот факт, что, в отличие от западной практики, российский студент работает преимущественно не в каникулярное время, а тогда и там, когда и где есть работа. Тем не менее, зависимость между работой и успеваемостью неоднозначна. Анализ факторов, обеспечивающих спешность сочетания учебы с работой, выявил, что отличная учеба легче дается работающему студенту-выходцу из высокообразованной семьи, чем из среды менее образованной, при этом фактор материальной обеспеченности родителей не играет определяющей роли.
Безусловно, работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, поскольку расширяет сферы общения, контакты, позволяет накапливать социальный опыт. Если характер трудовой деятельности совпадает с изучаемой профессией, то она является своего рода компенсацией во многих случаях малоэффективной на сегодняшний день вузовской практики по специальности. В ситуации, когда направления на работу получают менее половины выпускников вузов, их вторичная занятость, соответствующая получаемой специальности, может стать полноценным местом работы после получения диплома. Если студент занят по специальности, которой он собирается посвятить себя после окончания вуза, то он тем самым приобретает практический опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм. Тип работающего студента, который сегодня оставляет на рынок труда система высшего образования с каждой своей ступени, представляет собой некий промежуточный тип работника, своего рода транслятора между рынком труда и сферой образования.
С одной стороны, работающий студент предлагает на рынке труда ценности навыки, приобретаемые в процессе учебы (относительно широкий культурный кругозор, интеллектуализм, инновационное мышление, динамизм и т.п.). С другой стороны, работающий студент привносит в учебный мир дух реальности, практические навыки, приобретаемые в
производительном процессе на рынке труда, способствуя тем самым сближению мира высшего образования с практикой и реалиями современного общества.
В целом исследование позволило установить, что студент, занятый в какой-либо сфере деятельности, — новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, более адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Однако такой тип студента-работника — привилегированная фигура. Сегодняшнее студенчество представлено также конгломератом непривилегированных групп: студенты из рабочих, малообразованных и малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, те, кто хочет, но не может найти работу, те, кто подрабатывает тяжелым физическим рудом и т.п., одним словом, те, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами, обеспечивающими их активное и инициативное присутствие в поле высшего образования и на рынке труда. Лишь с помощью государственной поддержки, активизации общественных сил, а также солидаризации и коллективной «самопомощи» студенчества можно приостановить снижение доли студентов, которых нынешние обстоятельства выталкивают за порог вузов.

Автор: Администратор

24 сентября 2014

Категория: Социология

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА