Ритейлеры сокращают ассортимент - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Предприятия розничной торговли чувствуют себя очень плохо. Спрос и выручка уже побили антирекорд последнего десятилетия. Чтобы выжить, предприниматели поднимают цены и сужают ассортимент, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.

         В начале года розничная торговля почти полностью погрузилась в стагнацию. Высокая инфляция и снижение покупательской активности населения привели к рекордному снижению спроса и продаж в I квартале 2015 года, чего не было даже в разгар кризиса 2009 года. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций, проведенного ЦКИ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

«В начале 2015 года реализовалось большинство потенциальных рисков, озвученных респондентами в IV квартале, – подчеркнули эксперты ЦКИ. – В дальнейшем возможно усугубление ситуации».

Так, треть руководителей констатировали снижение спроса на реализуемые товары и объемов продаж в натуральном выражении. При этом хуже всего себя чувствовала непродовольственная розница. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в непродуктовом ритейле показал беспрецедентное падение индикатора до -1% по сравнению с +3% еще в IV квартале 2014 года. В целом по розничной торговле ИПУ составил +1%.

Как отмечают эксперты ЦКИ, разбалансированность торгового процесса из-за снижения потребительского спроса, девальвации рубля и продолжающихся санкций привела к резкому росту цен и сокращению ассортимента. В I квартале было зафиксировано самое масштабное сжатие товарного предложения за последние пятнадцать лет. «Балансовое значение ассортимента с легкостью преодолело минимальный порог 2009 года в +9%, опустившись до +5%. Дальнейшие планы предпринимателей четко свидетельствуют о намерении в среднесрочной перспективе оптимизировать ассортимент путем его сжатия», – указывается в мониторинге.

Об увеличении темпов роста цен на реализуемые товары сообщили уже 60% предпринимателей против 50% в IV квартале 2014 года.

Основной вклад в инфляцию внес продуктовый ритейл. Доля респондентов, констатировавших рост цен там, возросла с 60% в IV квартале прошлого года до 70% по итогам I квартала текущего года.

Инфляционный разгон в своих фирмах отметили 55% руководителей непродовольственных ритейлеров против 42% в конце 2014 года.

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

I квартал 2015 года стал одним из самых неблагоприятных и сложных периодов для розничной торговли. Сектор разогрет до предела, о чем свидетельствуют яркие негативные результаты практически по всему спектру основных операционных показателей.

Помимо объективных макроэкономических препятствий ситуацию усугубляет неопределенность и неуверенность предпринимателей в завтрашнем дне. Цены, «накаченные» курсом доллара, продолжают оказывать сильное давление на рыночный механизм изнутри, сдерживая потребительскую активность домашних хозяйств. Увеличивающийся «инфляционный налог» на покупателей, регистрируемый в том числе и данными Росстата по итогам первых месяцев 2015 года, яркое тому свидетельство. При этом доходы россиян, согласно официальной статистике, уже с ноября сохраняют устойчивую тенденцию к снижению.

Главным условием выживания ритейлеров в ближайшие кварталы 2015 года станет высокая оперативность работы, подкрепленная новой стратегией и конкретными инициативами, направленными на максимальное удовлетворение запросов потребителей.

Автор: Администратор

26 марта 2015

Категория: Маркетинг

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА