Сколько денег необходимо для «нормальной жизни» российской семье? - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

Наши коллеги – сотрудники Исследовательского холдинга Ромир –  провели опрос о том, какая сумма ежемесячно необходима российской семье для «нормальной жизни».

           В апреле 2015 года  Исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса городского населения (1100 респондентов по городской репрезентативной выборке в возрасте от 18 лет и старше) поинтересовался у респондентов, сколько денег, по их мнению, нужно семье из трех человек, проживающей в их населенном пункте, для того, чтобы жить «нормально». Ромир регулярно измеряет запросы россиян – аналогичный вопрос задавался и в предыдущие годы. 

Как и в предыдущие годы наиболее популярными ответами стали 45-60 тысяч рублей – 27% и 60-90 тысяч рублей – 28%. Таким образом, более половины россиян (55%) готовы довольствоваться семейным бюджетом в диапазоне от 45 до 90 тысяч рублей. Каждая пятая семья (20%) готова уложиться в сумму 20-45 тысяч рублей ежемесячно. И почти четверть опрошенных (23%) претендуют на совокупный семейный доход не ниже 90 тысяч рублей, причем 7% дали ответ – «свыше 120 тысяч рублей». 

Таким образом, средние запросы средней российской семьи в 2015 году составили 68900 рублей в месяц, что на 12% меньше, чем годом ранее (78500 руб.) и на 10% меньше, чем в 2013 году (76500 руб.). Запросы для «нормальной» жизни в 2015 году фактически вернулись к уровню 2011-2012 годов, когда желаемые ежемесячные бюджеты составляли 62-65 тысяч рублей. 

Согласно данным Росстата, в первом квартале текущего года средняя зарплата в России была зафиксирована на уровне 33200 рублей в месяц. Таким образом, впервые за весь период проведения исследований о материальных запросах россиян желаемый уровень заработка почти совпал с реальным (если учитывать две средние зарплаты в семье). Желания превосходят реалии всего на 3,7%. В предыдущие годы этот разрыв составляя 20% в 2014 году и 28% в 2013.

В отличие от прошлого года, когда запросы женщин впервые превзошли материальные притязания мужчин, в этом году женщины опять умерили свои аппетиты. Другие опросы Ромир также показывают, что в трудные времена женщины легче и охотнее встают на путь экономии, чем мужчины. Итак, мужчины в среднем заявили о среднем бюджете на семью в 70 800 рублей, а женщины – 67 300 руб. 

Если говорить о материальных запросах в различных возрастных группах, то в этом году полученные показатели оказались более однородными, чем, например, в прошлом, когда представления молодежи о «нормальном» семейном бюджете отличались в меньшую сторону от притязаний россиян старше 45 лет более чем на треть. Согласно последнему опросу, молодые семьи готовы уложиться в 68 тысяч рублей. Россияне 25-59 лет рассчитывают на «нормальную» жизнь при наличии 70-73 тысяч рублей в месяц. При этом отметим, что только в молодежной группе запросы за год выросли, пусть и незначительно. Россияне же старше 60 лет сократили свои запросы более чем на четверть. 

Традиционно материальные запросы жителей мегаполисов превышают притязания жителей из менее крупных городов. Результаты этого года не стали исключением. Лидируют в этом вопросе москвичи, которые в среднем запросили для «нормальной» жизни в столице 85 тысяч рублей в месяц на троих. Жители других городов-миллионниокв оценили свой ежемесячный бюджет для «нормальной» жизни в размере 80 тысяч рублей, тогда как жители средних городов (100-500 тысяч человек) готовы довольствоваться семейным бюджетом в 68 тысяч рублей. Запросы жителей малых городов еще скромнее – около 62 тысяч рублей в месяц. 

В разрезе федеральных округов можно отметить, что наибольшие изменения произошли в материальных настроениях жителей Северо-Запада (-22%), юга страны (-21%) и на Урале (-18%). Жители центральной России и Сибири умерили свои аппетиты на 10-11%. При этом почти неизменными остались запросы жителей Приволжского федерального округа. Впервые в этом году в опросе участвовали жители Крыма. Их запросы для «нормальной» жизни оказались на уровне 70 тысяч рублей в месяц на семью из трех человек. 

Президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин объясняет произошедшие изменения в настроениях наших граждан законами психологии и психологии потребления в частности. «В кризисные времена происходит переоценка ценностей. Меняется стиль потребления, происходит переориентация на самое необходимое. Мечты уходят, запросы становятся приближенными к реальности. Именно поэтому в этом году мы впервые наблюдаем совпадение желаемых и реальных доходов россиян. Вместе с тем трудные экономические времена способствуют и переоценке собственного статуса потребителей. Они начинают объективнее соотносить себя с определенными доходными и социальными группами, понимая, что рывок вверх менее возможен, чем переход на более низкую ступень. В связи с этим они рациональнее выстраивают свое потребление и делают более скромные декларации о материальных ожиданиях».

 

Автор: Администратор

22 мая 2015

Категория: Экономика

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА