Ученые отмечают высокую степень централизации в принятии программ содействия занятости в регионах РФ - Сайт научно-технического центра "Перспектива"

«Управление активной политикой на рынках труда субъектов РФ до сих пор остается централизованным. Несмотря на то что регионы реагируют на кризисные явления в экономике увеличением количества принимаемых программ содействия занятости населения, эффективность этого института невысока», – сообщила доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ТюмГУ Марина Гильтман.

К таким выводам пришли Марина Гильтман и Александра Вотякова, проведя сопоставительно-институциональный анализ 263 региональных программ содействия занятости в 76 субъектах РФ с 1995 по 2016 г. Ручной сбор и обработка уникальной базы данных региональных программ содействия занятости показал детальную картину. В частности, стало понятным, что наибольшее число регионов, где действовали программы содействия занятости, наблюдалось в период с 2002 по 2005 г., затем некоторый рост наблюдался в кризисный 2009 г., а резкий скачок произошел в 2012 г. «Максимальное количество регионов, в которых действовали принятые программы содействия занятости, было в 2014 г., когда была принята и утверждена государственная программа РФ «Содействие занятости населения», которая фактически передала все функции по разработке программ содействия занятости населения, их реализации и финансированию на уровень субъектов РФ», – пояснила М. Гильтман. Наибольшее количество направлений программ содействия занятости было реализовано в Москве, Ярославской, Ростовской, Новосибирской и Нижегородской областях, Республике Татарстан, Алтайском крае. Наибольшее распространение получило направление «Профессиональная подготовка, профессиональная ориентация и психологическая поддержка», которое реализовано в 251 программе содействия занятости населения. Вторым по степени охвата является направление «Поддержка занятости слабоконкурентоспособных групп работников», которое входит в 242 программы. Мероприятия, направленные на «Поддержку самозанятости и предпринимательской деятельности», были осуществлены в рамках 180 программ.  Как отмечает М. Гильтман, ряд инструментов активной политики на рынке труда, принятых за рубежом, в том числе и в странах Восточной Европы, пока не получил широкого распространения в России. Например, субсидирование части заработной платы трудоустроенных службами занятости безработных за счет государства. 
«Развитие института активной политики на рынках труда российских регионов происходило логично: регионы реагировали либо на возможность и необходимость разработки программ, определяемые федеральным центром, либо на кризисные явления в экономике, – заключает эксперт. – В целом отмечается высокая степень централизации в управлении принятием программ и наполнением их конкретными мероприятиями, несмотря на официальную передачу полномочий от федерального центра регионам. Несмотря на существенный рост количества разработанных и принятых программ содействия занятости в субъектах РФ за более чем 20-летний период, разрыв между общей и регистрируемой безработицей, характерный для российской модели рынка труда, сохраняется почти на одном уровне. Это дает основания предполагать невысокую эффективность института активной политики на рынках труда субъектов РФ».   В качестве рекомендаций по совершенствованию госполитики содействия занятости в субъектах РФ специалисты называют обеспечение большей открытости и доступности данных по реализации программ. Это позволит провести их эмпирический анализ для последующего перехода к экономически обоснованным решениям, так называемой evidence-based policy, а также стимулирование и поддержку инициатив субъектов РФ в сфере содействия занятости населения. Источниками для исследования, проведенного в ТюмГУ по проекту РГНФ, послужили открытые данные, опубликованные на официальных сайтах органов власти субъектов РФ, а также на сайтах «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации» и в правовой системе «КонсультантПлюс».

Источник: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/300079/ © ТюмГУ

Автор: Администратор

28 декабря 2016

Категория: Новости

Оставьте свой комментарий

Защитный код
Обновить

© 2014 Научно-технический центр ПЕРСПЕКТИВА